Минуло почти три столетия с тех пор, как на фоне мощного подъема промышленного производства многие заводчики ощутили потребность доводить до сведения населения своих стран информацию о производимых продуктах и услугах, плотнее знакомиться со спросом на них потенциальных покупателей.
Инструменты, которыми располагали экономическая теория и практика того времени, не обеспечивали в достаточной мере удовлетворение запросов предпринимателей. Ряд предприятий-лидеров рыночных сегментов инициировали дополнительные форматы взаимодействия сторон торговых сделок.
Участие компаний в выставках и ярмарках стало тем маркетинговым приемом, который поднимает уровень реализации выпускаемой продукции и позволяет расширить базы клиентов и партнеров, не делая для этого значительных трат.
По существу то и другое – места встречи производителей и потребителей, где первые показывают, что они в состоянии сделать, а вторые – свою готовность (или неготовность) приобрести сделанное.
Изначально заложенная некоторая разница между терминами, характеризующими эти мероприятия, со временем стерлась, но раскрыть то, что обозначает каждый из терминов лишним не будет:
Рассматриваемые инструменты маркетинга можно разнести по видам в зависимости от их целей и особенностей проведения. Так, международные выставки имеют характер специализированных или общеотраслевых. Национальные выставки призваны обозначить достижения отдельного государства в разных сферах.
Для того чтобы участие в презентационном мероприятии прошло результативно, надо заблаговременно изучить нюансы классификации видов выставок. Все экспозиции выделяются по нескольким признакам.
По отношению к одной или нескольким, близким по направленности отраслям:
По географии экспозиции:
По целям проведения:
По периодичности – это постоянно действующие, регулярные и разовые мероприятия.
По доступности для посетителей – платные и бесплатные. Кроме того, выставки встречаются передвижные и стационарные.
Ниже для иллюстрации приведены произвольно выбранные популярные темы выставок (еще один классификационный признак):
Внимания к себе требуют также формы экспозиций. Можно выделить такие виды выставок как показ, отчет, демонстрация, викторина и т. д.
Получение максимального результата от фиксированного пребывания на экспозиционном мероприятии станет возможным, если, помимо прочего, знать и выполнять все этапы приготовления к нему:
Если представилась возможность поучаствовать в выставке, надо ее использовать. Грамотно осуществленная экспозиционная работа активизирует приток клиентов и создает положительный образ хозяйствующей единицы.
Выставки, ярмарки – действенные мероприятия для популяризации коммерческой структуры. Игнорировать их – значит, тормозить развитие компании. Но и присоединяться к ним надо, тщательно подготовившись. Тогда это участие гарантированно обеспечит предприятию существенное ускорение в движении к успеху.